Форум «Замка разноцветных муз»

На Замке начался Марафон фотоисторий! Пишите истории или стихи о понравившихся фотографиях и приносите свои. Никаких сроков и ограничений, и всего одно правило - чтобы вам было весело!

Читайте свежие новости нашего Замка в Вестнике Глашатая!


Вернуться   Форум Замка разноцветных муз > Гостиная > Взгляд с балкона
Регистрация Справка Календарь Поиск Сообщения за день Все разделы прочитаны

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 10.10.2015, 17:17   #1
попутчик
Тот самый Шеф
 
Аватар для попутчик
 
Регистрация: 30.07.2009
Адрес: Новосибирск- Эгинский Пляж - Двуликий мир
Возраст: 54
Сообщений: 5,620
По умолчанию "Кант" нашего безвременья

Вместо вступления

Если вы изучали философию, то помните о Канте. Легенда гласит, что жители Кенигсберга проверяли по нему часы - Кант шел по улицам всегда в одно и то же время.
Я плохо помню философию, но категорический императив Канта – это то немногое, что сохранилось в памяти.
Спойлер:
(от лат. imperativus — повелительный), термин, введённый Кантом в «Критике практического разума» (1788) и обозначающий, в отличие от условного «гипотетич. императива», основной закон его этики. Имеет две формулировки: «... поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» (Кант И., Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965, с. 260) и «... поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» (там же, с. 270).
Ну и его классическое – что "все меняется, неизменным остается лишь солнце над нашими головами и нравственный закон внутри нас"…
Немного, в общем.
Впрочем, для того, чтобы наслаждаться спектаклем «Кант» в театре Маяковского, даже этих основ, наверно, знать не надо. «Кант» Миндаугаса Карбаускиса – это шкатулка с двойным, тройным дном, где каждый найдёт нечто для себя. И это нечто заставит его размышлять и сопоставлять. И не факт, что наши сопоставления совпадут…
А, может, так и надо, и это и есть истинная философия - наука, позволяющая понимать смысл жизни?

Пролог



Алый шестигранник вокруг накрытого стола удобно поделен на сектора, чтобы каждый зритель видел сцену. И каждому зрителю словно предложена подушечка – чтобы и сидеть было удобно. Заходишь, садишься... Вот он перед тобой – стол, накрытый белой скатертью, стол, за которым пятеро немолодых мужчин изо дня в день обедают. Эти обеды - яркое, незабываемое событие в их скучной жизни. Хотя и обеды предельно регламентированы – сначала суп, потом рыба… Обедают и беседуют. Главное блюдо – беседа, ради нее и собирается ежедневно странная компания – философ Иммануил Кант (Михаил Филиппов), богослов, старший проповедник королевского дворца в Кёнигсберге Иоганн Шульц (Игорь Костолевский), начальник полиции Кёнигсберга Иоганн Шефнер (Виктор Запорожский), судейский, Иоганн Вигилянтий (Александр Андриенко) и личный врач Канта (Юрий Коренев).

Слуга Канта, бывший пехотинец Мартин Лямпе (Анатолий Лобоцкий) разливает суп и вино, потихоньку ополовинивая бутылки… Идет неспешный разговор о здоровье, погоде… Погода в этом году дурит, как никогда - уже октябрь, а яблоки все висят, словно застыли, и жара стоит, словно летом, осень никак не придет…



В пьесе Марюса Ивашкявичюса все неспешно и спокойно. Предельно реалистично и бытово. Идет обед, потом приходит гостья, потом заходят монахини, потом мир рушится… Все как в жизни. Настолько современно, что забываешь, что по пьесе-то действие происходит в Кёнигсберге в 1784 году. Перестаешь обращать внимание на предельно точные исторические костюмы артистов. Перехлест реализма и абсурда зашкаливает настолько, что не понимаешь, что из показанного реализм, а что абсурд. Пазлы перемешались, причинно-следственные связи отступают, и общую картину поймать можно уже лишь на уровне интуиции… Зато каждый пазл в отдельности, каждая реплика несет свой потаенный смысл, уводит за собой, рисуя отдельный мир со своими проблемами. И в них проваливаешься целиком, чтобы, вынырнув, тут же окунуться в новый мир следующего сюжета…
И все это – на фоне одной неспешной беседы на одном отдельно взятом обеде, где самое яркое событие - визит юный дамы, которая пришла попросить автограф у автора «Критики чистого разума».
Как пересказать сюжет, в котором нет сюжета? Разбить на те пазлы, из которых он собран?

__________________
Я уже вышел из того возраста, когда переживаешь, что о тебе подумают другие. Пусть теперь другие переживают, что о них подумаю я ...
попутчик вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.10.2015, 17:24   #2
попутчик
Тот самый Шеф
 
Аватар для попутчик
 
Регистрация: 30.07.2009
Адрес: Новосибирск- Эгинский Пляж - Двуликий мир
Возраст: 54
Сообщений: 5,620
По умолчанию



Сюжет первый
Яблоки. Вы помните, да? Уже октябрь, но в садах не опадают яблоки! Что-то ненормальное творится в мире, словно время застыло, и непросто найти этому объяснение. И герои лишь констатируют – не падают яблоки, висят, как приклеенные на ветках…

Сюжет второй
Господин Кант не готов принимать гостей, но якобы юная племянница его давнего знакомца Фоби Грин (Юлия Соломатина) прорывается на обед, чтобы попросить автограф. И как не намекает Кант, она не уходит, она хочет услышать, она снова и снова переспрашивает – о чем книга? И ответ «Это чисто критика разума» ее не устраивает. И цитирование главного правила дома, что в обеденном зале не говорят о работе – тоже не устраивает. Она изящно поправляет волосы, кокетничает, и снова, и снова допытывается - о чем писал Кант в своем фундаментальном труде? А как ответить-то, если присутствующим и читать книгу страшно?



Сюжет третий
По утрам громко кричит петух, мешая спать и сбивая с толку. Слуга Канта, ради покоя хозяина, крадет петуха. Но петух-то не простой, он принадлежит монастырю, он производитель. И две монашки (Светлана Немоляева и Вера Панфилова) являются, чтобы спасти петуха.



Сюжет четвертый
Бывший солдат – пьяница. И стулья-то он починить не может, и петухов ворует… И вот начальник полиции Кёнигсберга Иоганн Шефнер решает помочь философу и приводит в дом нового слугу Кауфмана (Нияз Гаджиев), мастера на все руки, умеющего и за порядком следить, и, если надо (ему и порядку, но не хозяину), уложить спать господина, и часы починить…

Сюжет пятый
А что вы знаете о времени? Как о категории разума? Вот когда-то слугу–то, в армии еще, расстреливали, и он за минуту всю жизнь увидел… И возлюбленную свою, на которую вроде бы чертовски похожа младшая монашенка, и не беда, что случилось все это лет тридцать назад, время ведь – категория непостоянная… Да и старшая, если снимет монашеский свой капор… А если его снова расстрелять? Вот как пытается Иоганн Шефнер?

А еще есть сюжет шестой, седьмой… И все они переплетаются, и каждый - развивается в глубину, и анекдоты, и реплики перемешиваются, сливаются в одну спираль, которая затягивает, перекручивается, как шнур, и снова распадется на десяток крохотных сюжетов. И ты перестаешь понимать, где явь, а где сон, и реплики, как крохотные бабочки, вьются вокруг, удивляя совершенством линий и правильностью подтекста, но снова разлетаются, так и не составив единой картины мира. Пазлы рассыпаются. И к антракту ты совершенно дезориентирован во времени и пространстве, и красный шестиугольник зрительного зала уже кажется ловушкой, в которую лезешь все глубже, чтобы понять смысл…

__________________
Я уже вышел из того возраста, когда переживаешь, что о тебе подумают другие. Пусть теперь другие переживают, что о них подумаю я ...
попутчик вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.10.2015, 17:25   #3
попутчик
Тот самый Шеф
 
Аватар для попутчик
 
Регистрация: 30.07.2009
Адрес: Новосибирск- Эгинский Пляж - Двуликий мир
Возраст: 54
Сообщений: 5,620
По умолчанию

Я так и не знаю, кем была девушка, случайно заглянувшая на обед к Канту. Может быть, просто авантюристкой, иначе с чего бы она исчезла, растворилась бесследно, сколько бы ни искали ее во всех пяти биллиардных.
А, может быть, и правда проверяющей от высших сил, которые заинтересовались, что же есть человек и его разум? По крайней мере, вернувшиеся из бильярдной герои в это вполне верят. Только начальник полиции, приземленный человек, оправился что-то проверять в полицейский участок... да что с него взять? Он и в магию времени не верил, и грозил пистолетом Лямпе. И по дурости считает, что исполнительный слуга - это лучше, чем старый проверенный друг... Вот и приходится Канту, выключив свет, таиться от нового слуги - тот уже уморил двух хозяев, и не факт, что не попытается и впрямь уложить в постель и этого хозяина. А какое - в постель, если время, и правда, остановилось и словно кто-то оттуда сверху наблюдает за человечеством, решая - что с ним делать и делать ли что-либо...
И не улетают перелетные птицы, и висят на уставших ветках яблоки... И где-то в доме Канта, если случайно открыть не ту дверь, обнаружится старуха... Или не в доме? Или не старуха? И что делать испуганному философу и его гостям?



Да что тут сделаешь? Только силой воли, силой своего разума, держать стол! Ну, известно же, что разум может все. И вылечить от чихания, если правильно сосредоточиться, и поднять стол. Дубовый обеденный стол на шесть персон, надо просто сосредоточиться и правильно держать его. Внутри себя...
Я не рассказывал? Это по-моему, восьмой был сюжет, как они стол держали в самом начале обеда. Получилось, между прочим... Но тогда еще и суп был не съеден, и девушка еще не пришла, и Лямпе еще не расстреливали...
И вот теперь, в призрачной тишине, в полумраке, скрываясь от нового слуги и потусторонних сил, растерянные гости спрашивают Канта:
- Иммануил, что же делать?
И первооткрыватель категорического императива и критики чистого разума дает вполне реальный совет - держать руки на столе. Держать стол. Держать землю. А что еще можно сделать, когда мир накрывает хаос? Держать!
Пять немолодых мужчин. Смешных, нелепых, в париках, камзолах, чулках, в халате... Держат.
И что вы думаете?
Безвременье заканчивается. Яблоки в саду начинают падать!

Вместо эпилога

А как они играют!!! Ну, мало того, что здесь почти все народные или заслуженные, но ведь тут сам уровень актерского мастерства такой, что ни одного лишнего движения, ни одной фальшивой ноты. Ладно, допустим Костолевский – тут все понятно и про опыт, и про мастерство. Но.. ждешь от него привычного. Герой-любовник, благородный отец. Но Костолевский с наслаждением играет комического старика. (Не впервые, кстати. В роли Плюшкина в свое время я его вообще не узнал)) Из крошечных привычек, из нелепых круглых очков, из одной фразы «Хорошо-то как, господи», создает совершено комедийный образ, очень точно ложащийся в канву задумки режиссера.
Или Юлия Соломатина, роль Фобии Грин для нее – дебют. Юная, такая наивно кокетливая, такая вся из себя возвышенная… Сразу видно – девушка выпендривается. Но как выпендривается! Ах это якобы незнание языка, ах этот жест, поправляющий челочку... тут не то, что пятеро немолодых немцев, тут и современный искушенный гламурными журналами зритель затаит дыхание…
Светлана Немоляева - жесткая, суровая, аскетичная настоятельница, с прекрасным чувством юмора, вся такая несгибаемая и властная. Она снимает свой чепчик – и рассыпаются золотые волосы, и сама чувственность проходит круг по сцене, чтобы вновь надеть чепчик и начать гонять этих неправильных бюргеров.
А Кант Михаила Филиппова? Милейший, по-детски наивный, обаятельный и требующий защиты? Он не может отказать ни незваной гостье, ни пьющему слуге… Как не заступиться за такого человека? Просто душа просит приставить к нему няньку, которая будет и спать укладывать, и диктовать, когда и что есть… А автор категорического императива не умеет быть категоричным, и вот уже, обманув нового слугу, дабы не обидеть, он тихонько вместе с верным Мартином Лямпе таится в собственном кабинете, не зажигая света…
Но эта мягкость - она и манит, и обманывает. Ибо внутри господина Канта - жесткий стержень. И как бы ни было ему сложно, он не поступится тем, что ему, и правда, важно. В нем самом живет тот самый нравственный закон, который вечен…
И Мартин Лямпе Анатолия Лобоцкого. Он – тот самый слуга, без которого нет ни господина, ни обеда, ни спектакля. Он - двигатель сюжета, и он же – его судья. Точнее - метроном. Нелепый пьяница становится мерилом человечности и верности… И не случайно не может держать мир тот, кто стрелял в Лямпе… Прекрасная роль, тем более сложная, что тут - на сцене, внутри алого шестиугольника – не соврешь, здесь со всех сторон глаза зрителей. Каждое движение, каждый шаг читается…
В этом спектакле нет проходных ролей, здесь каждый четко ведет свою линию и в то же время все вместе составляют тот самый актерский ансамбль, без которого спектакль распался бы на части…
За несколько лет Карбаускис сумел сделать из Маяковки очень интересный театр.
В следующую поездку в Москву, думаю, нам снова будет что посмотреть в театре имени Маяковского.

__________________
Я уже вышел из того возраста, когда переживаешь, что о тебе подумают другие. Пусть теперь другие переживают, что о них подумаю я ...
попутчик вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.10.2015, 18:47   #4
Алька
Модератор
 
Аватар для Алька
 
Регистрация: 30.07.2009
Сообщений: 652
По умолчанию

А оригинально они зрительный зал сделали) Шеф, отличный репортаж! И спектакль, судя по всему, тоже. Здорово, когда такие попадаются)
__________________
Где мы еще найдем педагога, который умудряется крутить фуэте, не снимая кавалерийских сапог?
Алька вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.10.2015, 19:38   #5
Муха
Приманивающий музу крошками
 
Аватар для Муха
 
Регистрация: 09.03.2014
Сообщений: 154
По умолчанию

Спасибо, Шеф, очень интересно! В сети можно найти телеверсию спектакля. За качество не поручусь, но посмотреть лично мне захотелось.
Муха вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.10.2015, 23:32   #6
Талинна
Модератор
 
Аватар для Талинна
 
Регистрация: 30.07.2009
Сообщений: 1,095
По умолчанию

Интересно... В театр точно не пойду, а вот идея Мухи насчет телеверсии очень заинтересовала. Захотелось посмотреть, и желательно в этом составе, о котором ты рассказал
__________________
Если Вам кажется, что у меня опустились руки - вы ошибаетесь. Я наклонилась за монтировкой...
(c)
Талинна вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.10.2015, 18:10   #7
Елена
Модератор
 
Аватар для Елена
 
Регистрация: 30.07.2009
Возраст: 59
Сообщений: 2,882
По умолчанию

Да, интересно!
И решение сцены, да и вообще все интересно!
__________________
Главное быть счастливым, и не важно какое заключение напишет психиатр!
Елена вне форума   Ответить с цитированием
Ответ

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Яндекс цитирования


Часовой пояс GMT +3, время: 16:57.


Работает на vBulletin® версия 3.8.5.
Copyright ©2000 - 2017, Jelsoft Enterprises Ltd.
Перевод: zCarot